Сегодня День памяти Александра Башлачёва Александр Николаевич Башлачёв (27 мая 1960, Череповец — 17 февраля 1988, Ленинград) — русский поэт, рок-бард, автор и исполнитель песен. Один из представителей советского андеграунда. "Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня и ранят, и его боль становится моей болью. Он говорит об окружающем меня знакомом мире знакомыми словами, но расположенными в необычных сочетаниях, отчего конструкция этого мира предстаёт передо мной объёмной. Он открывает мне многослойный смысл явлений и такие глубины, под которыми не пустота, а новый смысл. Тогда, поражённый его зоркостью, я кричу, плачу вместе с ним и вместе с ним ликую, потому что его мир становится как бы моим. Так я воспринял стихи А. Башлачёва, поэта незнакомого, но истинного, сказавшего своё слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью. " — Булат Окуджава, 1988 год. Александр Башлачёв родился 27 мая 1960 года в Череповце в семье начальника участка теплосилового цеха — Николая Алексеевича Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны. В 1977—1978 годах работал художником на Череповецком металлургическом комбинате. В 1978—1983 годах учился в Свердловске в УрГУ на факультете журналистики. После университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист». В сентябре 1984 года в Череповце на квартире Леонида Парфёнова познакомился с Артемием Троицким, по приглашению которого отыграл серию квартирников в Москве и Ленинграде. Осенью 1984 уехал из Череповца сначала в Москву, затем в Ленинград. Первый концерт-квартирник Башлачева в Москве прошёл в квартире художника Николы Овчинникова, второй — через несколько дней в квартире поэта Геннадия Кацова в Текстильщиках В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6-й аудитории Ленинградского ветеринарного института (пр. Московский, 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба, поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка». В то же время он записал свой первый альбом, запись организовал Сергей Фирсов в домашней студии Алексея Вишни, позже эта запись выходила под названием «Третья Столица». С этого момента Фирсов считает себя директором Башлачёва5. Кроме того, директором музыканта в середине 1980-х гг. также был Игорь Виттель. На следующий год окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб. С помощью того же Фирсова с марта 1986 года официально трудоустроен в котельной «Камчатка». В июне 1987 года на Пятом Ленинградском фестивале получил приз «Надежда». 1987 — весной съёмки в документальном фильме Алексея Учителя «Рок». В процессе съёмок от участия в них отказался. Позже, когда Башлачёв умер, его похороны снимала группа Алексея Учителя и включила в одну из версий фильма кадры этого события. Июнь 1987 — выступление на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, выступление на рок-фестивале в Черноголовке. Август 1987 — съёмки в фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в котором в процессе работы отказался. 29 января 1988 года на квартире Марины Тимашевой состоялся последний, сохранившийся в записи, концерт Башлачёва. Между 7 и 9 часами утра 17 февраля 1988 года выпал из окна кухни на 8 этаже, из съёмной однокомнатной квартиры № 281 дома 23, корп. 1 по проспекту Кузнецова в Ленинграде, погиб на месте. Наиболее вероятная версия смерти — самоубийство, однако истинные причины падения точно не установлены. По словам его гражданской жены Анастасии Рахлиной Башлачев был очень одинок, так как его духовное видение было особенным. А взаимопонимание с людьми возможно до какого-то барьера, который невозможно преодолеть, так как ты видишь то, что не видят другие (комплекс Кассандры). Несмотря на то, что люди были ему интересны, а он им, люди которых он любил, и которые любили его, в общем и целом он был одинок, хотя был общительным человеком. 23 февраля похоронен в Ленинграде на Ковалёвском кладбище. Покойного Башлачёва иногда включают в клуб 27 наряду с музыкантами, погибшими в 27 лет. Сын Егор родился у возлюбленной Александра Анастасии Рахлиной (дочери режиссёра Рафаила Рахлина) 3 августа 1988, уже после его гибели (Анастасия поехала рожать в Череповец). Любимыми группами у Александра были The Doors и Аквариум. Дискография: 1989 — Время колокольчиков (LP) — запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле «Мелодией». Альбом содержит песню с одноимённым названием. 1990 — Всё будет хорошо (LP) — запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле Московской Рок-Лабораторией и студией «Метадиджитал». 1990 — Третья столица (LP), (2CD) — запись сделана 30 мая 1985 года в Ленинграде в домашней студии Алексея Вишни. Звукорежиссёр: Алексей Вишня. 1992 — Таганский концерт (3LP), (2CD) — запись сделана Андреем Зачёсовым 22 января 1986 года в театре на Таганке. 1994 — Вечный пост — записано в мае 1986 года в студии группы «Звуки Му» на даче Александра Липницкого (Москва, Николина гора). Звукооператор — Вячеслав Егоров «Аквариум». 1994 — Лихо (2CD) — записано 20 января 1986 года в домашней студии Александра Агеева (Москва). 1995 — Кочегарка (Четвёртый день Третьего фестиваля) — записано 18 марта 1985 года с Шевчуком. Расширенная часть концерта Александра Башлачева выпущена в 1997 году под названием ...В городе Пушкина и рок-н-ролла... 1996 — II — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Марины Тергановой и Александра Несмелова (Москва) в апреле 1985 года. 1996 — IV — записано Олегом Замовским у себя дома во Владимире в июне 1986 года, Татьяной Ниловой и Юрием Морозовым в студии Дома Радио (Ленинград) для документального фильма Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы или Игра с Неизвестным» (Киностудия им. Довженко, Киев) в июне 1987 года и Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года. 1998 — Первый концерт в Москве — записано Артемием Троицким в Москве 20 октября 1984 года на квартире у Сергея Рыженко. 1998 — I — записано Виктором Алисовым и Игорем Васильевым в домашней студии в Москве 17-19 сентября 1984 года, на домашнем концерте в Череповце летом 1984 года и Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде в сентябре 1985 года. 1998 — III — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 4 октября 1985 года. 1998 — V — записано Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года, Марком Копелёвым на концерте в Новосибирске 21 декабря 1985 года и летом 1986 года, предположительно в Ленинграде. 1998 — VII — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 14 января 1988 года и на домашнем концерте у Марины Тимашевой (Москва) 29 января 1988 года. Запись известна также под названием «Последний концерт». 1999 — Чернобыльские Бобыли на краю света — запись сделана Сергеем Фирсовым 15 августа 1986 года на бытовую аппаратуру. Гитара, вокал — Александр Башлачёв; гитара — Андрей Шаталин; клавиши — Павел Кондратенко; бас, перкуссия — Святослав Задерий 2002 — VI — 1, 2, 7 — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте в Москве в октябре 1986 года. 3—6 — записано Борисом Переверзевым на домашнем концерте у Артемия Троицкого в Москве 15 января 1986 года. 8—11 — записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова в Москве 14 января 1988 года. 12, 13 — записано Кириллом Кувырдиным у себя дома в Москве 5 июля 1987 года. 14 — записано на выставке Митьков в Ленинграде в июле 1987 года; губная гармошка — Борис Гребенщиков. 15—20 — записано Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде 22 августа 1986 года. 2006 — «Семь кругов беспокойного лада», первый трибьют Александру Башлачёву. Создан по инициативе Святослава Задерий (основатель группы Алиса), примечателен участием Константина Кинчева. 2014 — «Серебро и слёзы», трибьют-альбом, посвященный памяти Александра Башлачёва, записанный в 2010 году и выпущенный в ноябре 2014 года. В проекте участвовали многие известные рок-музыканты России и постсоветского пространства, большинство из которых лично знали Александра. Автором идеи и почти всех аранжировок является Дмитрий Ревякин и его группа Калинов мост, они же записали большую часть аккомпанемента. Грибоедовский вальс Александр Башлачёв В отдаленном совхозе "Победа" Был потрепанный старенький "ЗИЛ". А при нем был Степан Грибоедов, И на "ЗИЛе" он воду возил. Он справлялся с работой отлично. Был по обыкновению пьян. Словом, был человеком обычным Водовоз Грибоедов Степан. После бани он бегал на танцы. Так и щупал бы баб до сих пор, Но случился в деревне с сеансом Выдающийся гипнотизер. На заплеванной маленькой сцене Он буквально творил чудеса. Мужики выражали сомненье, И таращили бабы глаза. Он над темным народом смеялся. И тогда, чтоб проверить обман, Из последнего ряда поднялся Водовоз Грибоедов Степан. Он спокойно вошел на эстраду, И мгновенно он был поражен Гипнотическим опытным взглядом, Словно финским точеным ножом. И поплыли знакомые лица... И приснился невиданный сон - Видит он небо Аустерлица, Он не Степка, а Наполеон! Он увидел свои эскадроны. Он услышал раскаты стрельбы Он заметил чужие знамена В окуляре подзорной трубы. Но он легко оценил положенье И движением властной руки Дал приказ о начале сраженья И направил в атаку полки. Опаленный горячим азартом, Он лупил в полковой барабан. Был неистовым он Бонапартом, Водовоз Грибоедов Степан. Пели ядра, и в пламени битвы Доставалось своим и врагам. Он плевался словами молитвы Незнакомым французским богам. Вот и все. Бой окончен. Победа. Враг повержен. Гвардейцы, шабаш! Покачнулся Степан Грибоедов, И слетела минутная блажь. На заплеванной сцене райклуба Он стоял, как стоял до сих пор. А над ним скалил желтые зубы Выдающийся гипнотизер. Он домой возвратился под вечер И глушил самогон до утра. Всюду чудился запах картечи И повсюду кричали "Ура!" Спохватились о нем только в среду. Дверь сломали и в хату вошли. А на них водовоз Грибоедов, Улыбаясь, глядел из петли. Он смотрел голубыми глазами. Треуголка упала из рук. И на нем был залитый слезами Императорский серый сюртук. Лихо Александр Башлачёв Если б не терпели - по сей день бы пели. А сидели тихо - разбудили Лихо. Вьюга продувает белые палаты. Головой кивает хвост из-под заплаты. Клевер да березы. Полевое племя. Север да морозы. Золотое стремя. Серебро и слезы в азиатской вазе. Потом - юродивые-князи нашей всепогодной грязи. Босиком гуляли по алмазной жиле. Многих постреляли. Прочих сторожили. Траурные ленты. Бархатные шторы. Брань, аплодисменты да сталинные шпоры. Корчились от боли без огня и хлеба. Вытоптали поле, засевая небо. Хоровод приказов. Петли на осинах. А поверх алмазов - зыбкая трясина. Позабыв откуда, скачем кто куда. Ставили на чудо - выпала беда. По оврагу рыщет бедовая шайка - Батька-топорище да мать моя нагайка. Ставили артелью - замело метелью. Водки на неделю, да на год похмелья. Штопали на теле. К ребрам пришивали. Ровно год потели да ровно час жевали. Пососали лапу - поскрипим лаптями. К свету - по этапу. К счастью - под плетями. Веселей, вагоны! Пляс да перезвоны. Кто услышит стоны краденой иконы? Вдоль стены бетонной - ветерки степные. Мы тоске зеленой - племяши родные. Нищие гурманы. Лживые сироты. Да горе-атаманы из сопливой роты. Мертвякам припарки - как живым медали. Только и подарков - то, что не отняли. Нашим или вашим липкие стаканы? Вслед крестами машут сонные курганы.